Аппликация в детском саду
26.11.2024Методические аспекты организации аппликации
Первая младшая группа
Для аппликационных занятий в первой младшей группе используют белую и цветную бумагу (тонкий картон или альбомные листы), геометрические формы одного размера, чтобы воспитанники смогли составить из них гармоничный орнамент. В работе с бумагой применяют элементарные способы (сминать, рвать, складывать), а способ создания аппликационных работ подразумевает аппликацию без наклеивания.
Вначале воспитанники должны научиться ритмично размещать одинаковые элементы по всей поверхности основы, затем следует выкладывание силуэтов героев какой-либо известной сказки в определенном порядке (в соответствии с текстом произведения), после этого осваивают способы составления силуэта из двух или трех деталей.
Любое занятие рекомендуется проводить в занимательной форме, игровой момент является определяющим.
Вторая младшая группа
Для аппликационных занятий во второй младшей группе используют изобразительные, природные и дополнительные материалы. В процессе подготовки к занятию педагог применяет следующие методы: информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный (проведение упражнений в различении формы, цвета предмета, развитие изобразительных умений, умение наклеить).
Место расположения материала для аппликации на столе должно быть постоянным и удобным для пользования, что приучает воспитанников к порядку и культуре рабочего места. Например, клеенка, на которой намазывают фигуры, всегда должна находиться слева от основы аппликации; подставка для кисточек помещается справа, а поднос с набором заготовок располагается над клеенкой.
Любое занятие необходимо проводить в занимательной форме, игровой момент является определяющим, чтобы удержать внимание воспитанников. Самостоятельная деятельность воспитанников начинается с раскладывания элементов на основе. При декоративном изображении воспитанники наклеивают узор из нескольких фигур в один ряд на полосе бумаги с последующим усложнением аппликации на полосе (изменение цвета кругов, чередование кругов по цвету) и в новых формах – квадрат, прямоугольник. Композиция построения узора: аппликация на квадрате и на прямоугольнике (по углам), на круге (в центре, по краю).
Для предметного изображения подбирают предметы с симметричным расположением частей, с формами, близкими к геометрическим, с последующим усложнением (предметы из кругов разной величины, большее количество деталей (2-4). Коллективные сюжетные работы: часть работы делает педагог, работы выполняются на большом формате, лучше с фоном.
Процесс наклеивания требует выполнения определенных правил: правильно держать кисть, брать достаточное количество клея; каждый элемент класть на клеенку не цветной стороной вверх; хорошо смазывать клеем всю поверхность, класть кисть на подставку; осторожно перевернув смазанный элемент, прикреплять его на нужное место клеем вниз, прикрыв сверху сухой салфеткой, не сдвигать; прижимать ладонью, промокнув лишний клей специальной салфеткой.
С начала учебного года надо начинать обучение воспитанников обращению с ножницами, которое необходимо проводить в ходе индивидуальной работы, где ребята не только знакомятся с правилами работы с ножницами, но и учатся делать надрезы на бумаге. В качестве упражнения для рук необходимо давать воспитанникам задания, требующие выполнения нескольких одинаковых вырезок. Впоследствии на занятиях дети разрезают бумагу по прямой – полоски разной длины и ширины, обрезают углы в квадратных и прямоугольных формах.
Средняя группа
Для занятий аппликацией в средней группе нужны изобразительные (разные виды бумаги) и дополнительные материалы: ткани, природный материал (элементы флористики). В процессе занятия педагог использует информационно-рецептивный и репродуктивный методы, которые применяются в единстве и взаимосвязи. Возрастает роль слова педагога, который, опираясь на представления воспитанников, их умения, объясняет задание, не прибегая к наглядным действиям. Необходимо чаще ставить перед воспитанниками вопросы о том, как выполнить аппликацию, из какой бумажной заготовки вырезать ту или иную форму и какими приемами воспользоваться. Показ всего процесса изображения проводят в случае особо сложных изображений.
Для передачи образности, выразительности необходимо использовать художественное слово (загадки, стихи, поговорки и т.д.), советы, которые стимулировали бы активность и самостоятельность воспитанников, напоминали порядок работы, обращали внимание на качество вырезывания и наклеивания.
В средней группе необходимо продолжать расширение предсталений детей о форме окружающих предметов. Воспитанники пятого года учатся различать и правильно называть прямоугольник, квадрат, полосу, круг, треугольник, овал и только лишь трапецию по-прежнему определяют на основе образных сравнений (крыша, лодка).
Воспитанники учатся составлять предметные изображения более сложного строения. Количество деталей, которые они могут использовать в работе, увеличивается: например, у домика теперь не только стена, крыша , несколько окон, дверей. Наряду с развитием композиционных навыков важно продолжать развитие понимания ритма, так как в этой группе воспитанники выполняют декоративные аппликации.
В течение учебного года ребята должны овладеть различными элементарными приемами: вырезать разными способами (симметричное из бумаги, сложенной вдвое, парносимметричное из бумаги, сложенной в несколько раз), создавать аппликационные работы с использованием приемов прямолинейного и криволинейного вырезания.
В процессе работы с симметричными предметами используют приемы закрывания листом бумаги половины предмета, прорисовывания пальчиком на заготовке половинки предмета с целью запоминания линии. Особое внимание уделяется умению планировать свою деятельность при создании сюжетной аппликации: 1-2 плановые композиции наклеиваем и раскладываем от дальнего к ближнему предмету.
В конце занятия педагог вместе с воспитанниками анализирует, правильно ли выполнена аппликация (похожа на предмет или нет), аккуратно ли наклеены формы (чистый фон, не видно следов клея). Дети всегда принимают активное участие в обсуждении работ. Педагог подводит итоги занятия, привлекая внимание всех к удачным работам.
Старшая группа
Для занятий в старшей группе используют изобразительные (разные виды бумаги) и дополнительные материалы (ткани, природный материал), а также различные приемы и способы аппликации (приемы: прямолинейное и криволинейное вырезание; способы: симметричное, парносимметричное, силуэтное, способ обрывания, полуобъемная аппликация, элементы флористики, коллаж).
Участие педагога в работе над аппликацией сводится к презентации задачи, распределению функций в группе (если работа предполагается групповой), а также оказанию детям индивидуальной помощи. Некоторые аппликационные работы (например «Аквариум с рыбками», «Цветы на лугу», «дома и машины на улице») выполняются воспитанниками коллективно (каждый ребенок делает какую-то определенную часть композиции, а впоследствии все части объединяют на общем фоне). При такой форме организации занятия распределение работы между воспитанниками педагог делает в соответствии с их желаниями.
В предметной аппликации воспитанники изображают предметы, имеющие различные сочетания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения. Опираясь на представления ребят и используя натуру (или заменяющую ее картинку), педагог проводит анализ строения предмета, вычленяя основные части, их формы, соотношения друг с другом. Образец используют в тех случаях, когда дети впервые изображают предмет. Рекомендуется чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции.
В декоративной аппликации воспитанники составляют узоры на круге, квадрате, прямоугольнике, на силуэтах, в декоративные композиции включают разнообразные растительные формы (листья, цветы), используют цвета (теплые и холодные, образные названия цвета: вишневый, салатовый, малиновый и т.д., контрастные и близкие по тону, оттенки цвета), которые воспитанники красиво сочетают в узоре.
Сюжетные аппликации – многослойные пейзажи, сюжеты, в которых необходимо соблюдать строго определенную последовательность расположения и наклеивания форм: сначала общий фон (земля, вода, небо), затем выкладывают и наклеивают предметы заднего плана, потом – среднего и переднего. Для упрощения работы педагог может предложить детям сделать карандашом эскиз будущей работы или выложить на листе.
Анализ детских работ проводится при активном участии самих воспитанников в форме самоанализа (критически оценивать свою работу), взаимоанализа (сравнивать с другими). Ребята должны самостоятельно подводить итог занятия, но как и ранее, педагог обращает внимание на выразительность работ, изобразительные особенности, на качество вырезания, выделяет те работы, кто правильнее сложил или наклеил.
Выполненные работы средней группы №4 "Варежки", старшей группы №2 "Коврик для котёнка" (неделя Берегоши. Тепло, защита животных, гуманное отношение к животным, правила поведения с незнакомыми животными) и "Мишки косолапые"